Противодействие идеологии терроризма
Система противодействия терроризму
Сегодня, в большинстве стран мира, подвергшихся террористическим атакам, необходимость борьбы с терроризмом осознана и закреплена как общегосударственная задача. В Российской Федерации, с середины 90–х годов, начала создаваться общегосударственная система противодействия терроризму и экстремизму. После принятия Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» в Российской Федерации заложены основы формирования эффективной общегосударственной системы противодействия терроризму.
Ежегодно в нашей стране реализуются различные мероприятия, направленные на совершенствование государственной системы противодействия террористическим проявлениям.
Ситуация в области противодействия терроризму сохраняет тенденцию к нормализации, но остается сложной в связи с продолжающейся деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе, распространением идеологии терроризма в социальных сетях, активизацией деятельности международных террористических организаций, особенно после начала решительных действий против группировки ИГИЛ в Сирии.
В прошедшем году спецслужбам удалось предотвратить более 40 преступлений террористической направленности, в том числе атаки в крупных городах. Борьба с экстремистами идет по всем направлениям, в том числе в виртуальном пространстве.В 2016 году заблокированы более 25-ти тысяч интернет-сайтов, заморожены счета двух тысяч подозреваемых в причастности к экстремизму, уничтожены и задержаны сотни боевиков.
В ходе контртеррористических операций и оперативно-боевой работы нейтрализованы 129 боевиков, в том числе 22 главаря банд подполья. Задержаны 898 бандитов и их пособников. Реализованы дополнительные меры по предотвращению участия граждан России в международных террористических организациях.
Пресечена деятельность 34 вербовщиков вовлекавших россиян в террористические структуры на территории нашей страны.
В результате скоординированных действий федеральных органов государственной власти за прошедший год удалось в 2,5 раза сократить террористическую активность как по стране в целом, так и непосредственно в Северо-Кавказском регионе.
По словам руководителя информационного центра Комитета Андрея Пржездомского, в России создана система, позволяющая выявить боевиков-наемников, прошедших обучение за рубежом, и действенность этой системы подтверждается статистикой и результатами работы соответствующих органов. Он также отметил, что НАК известны основные маршруты переброски завербованных российских граждан в Сирию и Ирак.
Достигнутые успехи, по мнению специалистов, объясняются, прежде всего, надлежащей реализацией норм антитеррористического законодательства и функционированием эффективной системы противодействия терроризму в РФ. Значимый результат принимаемых антитеррористических мер во многом обусловлен слаженностью и согласованностью действий всех взаимодействующих структур, и российский опыт это наглядно доказывает. По мнению специалистов, именно в этом — профилактике терроризма, в том числе противодействии его идеологии, упреждающем формировании и обучении привлекаемых к силовым операциям сил и средств, а также в эффективности проводимых контртеррористических мероприятий заключаются основные условия повышения результативности всей системы противодействия терроризму.
Стоит отметить что, несмотря на все усилия государства, не надо забывать, что эффективность борьбы с терроризмом во многом зависит не только от работы спецслужб и правоохранительных структур, но и от всего общества в целом. В этой связи необходимо участие в профилактике этого явления каждого гражданина, оказание органам правопорядкапосильной помощи, в том числе своевременного доведения до правоохранительных структур имеющейся информации о фактах и признаках подготовки или совершения актов терроризма.
О мерах, направленных на профилактику экстремистских проявлений в образовательных организациях Республики Алтай
Комплекс воспитательных мер, проводимый в образовательных организациях Республики Алтай, направлен, прежде всего, на воспитание уважительного отношения к историческому и культурному наследию народов Республики Алтай и Российской Федерации.
В этой связи во всех образовательных организациях утверждены планы по профилактике и предупреждению экстремистских проявлений.
В образовательных организациях ведутся журналы учета посетителей, обеспечивающие безопасное пребывание детей в здании образовательных учреждений, оборудованы информационные уголки с рекомендациями о действии граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций, устанавливаются видео наблюдение, тахограф и система Глонасс.
Созданы комиссии, которые ежемесячно проверяют художественную, учебную литературу на отсутствие информации экстремистской направленности. По результатам проверки составляются акты.
В целях профилактики экстремизма и терроризма школы активно взаимодействуют с правоохранительными органами. Например, в сентябре 2016 года прокурором Улаганского района Тобоевым А.И. проведена со старшеклассниками района беседы на тему: «Правовая ответственность несовершеннолетних».
Формирование антитеррористической идеологии осуществляется через введение образовательных модулей дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма», интегрирование отдельных тем модулей программы в содержание учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание».
Например, в 57 (41%) общеобразовательных организациях, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, введены образовательные модули дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма». Это 20 общеобразовательных организаций МО «Усть-Коксинский район», 16 – «Усть-Канский», 8 — «Улаганский», «Онгудайский» — 3, «Чойский» -3, «г. Горно-Алтайск» -3, «Чемальский» — 1 и 3 образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Алтай (РКЛ, РГ, Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Г.К. Жукова).
Помимо этого образовательными организациями на основе программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» самостоятельно разрабатываются воспитательные программы, направленные на противодействие экстремизму и терроризму.
Интегрирование отдельных тем модулей программы в содержание учебных дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание» осуществляется в общеобразовательных учреждениях Шебалинского, Майминского районов.
В 14 общеобразовательных организациях Кош-Агачского района ведутся подготовительные работы по введению образовательных модулей, направленных на противодействие идеологии экстремизма.
В 2017-2018 учебном году планируется 100 % введение образовательных модулей дополнительной образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма».
В целях реализации пункта 2.3 решения заседания Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Республике Алтай от 28 июня 2016 года Министерством образования и науки Республики Алтай проведены 3 семинара на тему: «Межконфессиональный диалог в поликультурном пространстве Республики Алтай» (14 октября 2016г., 15 ноября 2016г., 9 декабря 2016г.).
В работе семинара приняли участие 144 педагога, в том числе специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители общеобразовательных организаций, заместители директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций, учителя ОРКСЭ, истории и обществознания и т.д. из Онгудайского (42 чел.), Усть-Канского (11 чел.), Усть-Коксинского (11 чел.), Кош-Агачского (10 чел.), Майминского (10 чел.), Чойского (10 чел.), Чемальского (10 чел.), Турочакского (10 чел.), Улаганского (10 чел.), Шебалинского (10 чел.) районов и г. Горно-Алтайска (10 чел.).
В ходе работы семинаров рассматривались вопросы по современной религиозной ситуации в России, о роли конфессиональных религиозных традиций в воспитании и профилактике экстремизма, проблемам преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных организациях и профессиональной этике педагога в современных социокультурных условиях.
В 2016-2017 учебном году при выборе модулей учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» «Основы светской этики» выбрали 2336 обучающихся, «Основы мировых религиозных культур» — 588, «Основы православной культуры» — 260 обучающихся, «Основы исламской культуры» — 64 ребёнка, «Основы буддийской культуры» -1 обучающийся. Исходя из этого, следует отметить, что в современном меняющемся мире распространение базовых общечеловеческих ценностей, подразумевающих уважение ко всем религиям и убеждениям, выходит на первый план.
В образовательных организациях проводятся занятия с обучающимися на темы: «Экстремизм, его источники и последствия», «Дружный класс — без агрессии», «Учимся жить в мире», «Экстремизму нет», «Терроризму скажем — нет», личные беседы с обучающимися по поводу выявления экстремистских наклонностей, агрессивности, воспитания толерантного поведения, классные часы соответствующей тематики: «Мы против террора», «Терроризм и экстремизм – зло», «Я и право», «О правонарушениях несовершеннолетних», «Права и свободы человека и гражданина», «Я и общество», оформлены информационные наглядные материалы стенды: «Мир без насилия», День солидарности в борьбе с терроризмом, День памяти жертв терроризма, Нет терроризму. Организованы выставки книг: «Береги здоровье смолоду», «Мы – за здоровый образ жизни», «Доброта спасёт мир», «Наша сила – в единстве».
Изучается фольклор, история, культура и традиции народов Республики Алтай на уроках истории Горного Алтая, русской литературы, алтайской литературы, мировой художественной литературы. Издается учебно-методическая литература по этнокультурной составляющей содержания образования.
В рамках повышения квалификации проводятся практические занятия по мониторингу воспитанности обучающихся, организации воспитательной работы по формированию базовых национальных ценностей по направлениям: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Поддержка национальных культурных традиций народов Республики Алтай осуществляется и через организацию и проведение в образовательных учреждениях внеклассных, общешкольных, республиканских мероприятий, посвященных празднованию 260-летия вхождения алтайского народа в состав России, 25-летия образования Республики Алтай, Дней алтайского и русского языков, Дню солидарности в борьбе с терроризмом, национальных праздников (Чага Байрам, Наурыз, Масленица, Праздник благопожеланий, фестиваль национальных культур «Дружба народов – единство России») с приглашением представителей общественных и религиозных объединений.
Принимаются меры по обеспечению соблюдения правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
Методические рекомендации «ИГИЛ — угроза человечеству. Почему необходимо уничтожить терроризм»
Плакаты о мерах по противодействию терроризма
ПАМЯТКА ЖИТЕЛЮ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ по действиям при угрозе и осуществлении террористического акта
Информационный час «терроризм — угроза человечеству»
16 ноября на базе Техникума отраслевых технологий (ТОТ) сотрудниками Центральной районной библиотеки был проведен информационный час «Терроризм – угроза человечеству». Присутствовало обучающиеся 2-3 курсов
В ходе мероприятия обучающиеся узнали много нового про терроризм, прослушали правила поведения «Что делать, если вы оказались в заложниках?»
Подготовленная презентация наглядно и информационно раскрывала факты тех трагедий, которые пришлось испытать людям, попавшим в эту сложнейшую жизненную ситуацию, сопутствовали им наглядные фотографии. Ребята увлеченно слушали, проникнувшись к теме беседы.
Были затронуты такие вопросы: как же не стать жертвой теракта?
Что такое гражданская бдительность?
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия?
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо…
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия?
В нашем техникуме были проведены мероприятия посвященные Дню солидарности борьбы с терроризмом. Цель данного мероприятия заключалась в том, чтобы обучающиеся могли правильно и быстро отреагировать на сложившиеся экстренные ситуации.
В мероприятиях участвовали все группы. Каждая группа выдвинула команду для соревнований в составе из 7 человек, которые представляли группу. Команды представили название, девиз, эмблему, плакат на тему «нет терроризму».
Сами спортивные соревнования состояли из дистанций «туристская полоса препятствий», «поляна заданий», «зеленая аптека», костер.
26 сентября – 30 сентября 2016 года в техникуме прошла «Неделя безопасности»
Цель: Формирование знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности в ЧС, здорового образа жизни.
Неделя началась с линейки, где был объявлен первый конкурс «Нарисуй инструкцию». (Условия конкурса: обучающиеся вытянули задания (Чрезвычайная ситуация) и должны были нарисовать правила поведения при чрезвычайной ситуации.
Во вторник весь день проводилась акция «Меняем сигарету на конфету». В ходе данной акции было обменено 23 сигареты на 23 конфеты.
И в это же день была проведена тренировка по эвакуации обучающихся техникума, при возникновении пожара на первом этаже.
В среду состоялся общетехникумовский классный час для обучающихся 1-3 курсов, с приглашением сотрудников ПДН по Усть – Коксинскому району, а так же сотрудника ОГИБДД ОМВД Росси по Усть – Коксинскому району, с обучающимися были проведены беседу на темы: «Административная и уголовная ответственность», «Правила постановки на профилактический учет», «Безопасность на дорогах», «Штрафы за нарушения правил дорожного движения». Обучающиеся в ходе классного часа задавали интересующие их вопросы. Так же были заданы вопросы в индивидуальном порядке, после классного часа.
В четверг проходил «Марафон безопасности» среди обучающихся 1-3 курса. В данном мероприятии приняли участие 9 команд. Марафон состоял из пяти секторов.
Сектор: «Подумай!»
Участникам задавали вопросы, записанные на карточках. Команда должна была в течение 30 секунд подготовить и предоставить четкий ответ на него.
Сектор: «Да» или «Нет».
Участникам необходимо было утвердительно или отрицательно ответить на вопрос ведущего и аргументировать свой ответ.
Сектор: «История»
Команде было необходимо ответить на вопросы, связанные с историей стихийных бедствий. Ответ на вопрос должен был прозвучать через пол минуты.
Сектор: «Собери цепочку».
Команда получала конверт, в котором на карточках описаны действия людей во время наводнения, смерча и урагана. Задача — расположить их в правильном порядке. Время на выполнения – одна минута.
Сектор: «Крестики — нолики».
Команде давался рисунок крестика и нолика на разных карточках. Преподаватель произносил фразу, обучающиеся совещались 5 секунд и поднимали крестик, если согласны с высказыванием преподавателя, или нолик, если не согласны.
И совместно с данным сектором проходил Музыкальный конкурс. Обучающиеся исполняли «Частушки безопасности» на любой частушечный мотив.
В пятницу прошел смотр песни и строя среди обучающихся техникума.
Закончилась неделя безопасности линейкой, где были объявлены итоги недели.
По итогам недели 1-ое место заняла команда 1614 группы, 2-ое место – команда 1214 группы, 3-е место – команда 316 группы. Все призовые места были отмечены грамотами и сладкими призами.
Рукина М.Ю.