Библиотечные занятия
Учимся быстро искать и запоминать нужную информацию!
«…чтение есть создание собственных мыслей
путем использования мыслей других людей».
П.А. Рубакин
Октябрь 2012 года в библиотеке для первого курса нашего училища был посвящен практическому занятию как научиться искать, читать и запоминать информацию в научных, научно - популярных книгах и журналах.
Мы часто жалуемся на отсутствие у нас памяти. Но жизнь и деятельность многих людей показывает, что нет людей с плохой памятью. Они просто не умеют ею пользоваться. Еще в Древней Греции в философских школах учителя для обучения своих подопечных использовали приемы для повышения эффективности памяти. Благодаря развитию памяти мы имеем возможность быстрее усваивать и ориентироваться в море информации, а также принимать правильные решения. Но развитие памяти это не только сама память это и мышление, внимание, воображение. Это интеллект и способность быстро обрабатывать огромное количество информации.
Как в наш век информационного взрыва, век космоса и электроники быть в курсе последних достижений науки и техники. Как стать профессионалом в своей специальности? Для того чтобы определить свое место в современном обществе, найти занятие, которое бы отвечало внутренним потребностям души, нужно многое знать, а для этого читать немало разнообразной литературы.
Для того чтобы стать именно профессионалом своего дела нужно знать обо всем понемногу и все о немногом!
Существует ли алгоритм поиска чтения учебной, научной и научно - популярной литературы? Да существует!
Способ чтения зависит от поставленной цели. Например, вам нужна книга по определенной профессиональной отрасли. Познакомившись с соответствующим разделом в библиотеке, можно обнаружить, что книг по выбранной тематике много. Предстоит сделать выбор. По какому принципу выбирать? Какая книга потолще? Или, наоборот, потоньше? А может красненькую или синенькую? Здесь нужно руководствоваться другими критериями.
Итак, знакомиться с книгой нужно в следующей последовательности:
- внимательно изучить титульный лист, где указаны все данные о книге: название, автор, место и год издания, наименование издательства;
- познакомиться с оглавлением книги, понять, из каких разделов состоит и в какой последовательности излагается материал. Обратить внимание на наличие Приложения.
- прочитать аннотацию, предисловие, введение, послесловие, выводы книги. Это поможет лучше представить содержание, понять назначение книги.
- ознакомиться непосредственно с основным текстом книги. Для этого следует прочитать отдельные страницы, абзацы, отрывки из наиболее интересных для вас разделов. Это даст общее представление о стиле и языке автора книги, особенности изложения материала.
Поиск нужной книги и отбор литературы для изучения и написания рефератов, докладов и курсовых работ имеет большое значение для эффективной работы нашей памяти.
Существуют простые методы и приемы.
Первое что нужно сделать - это изучить справочную литературу и составить библиографию по данной теме. Для этого следует просмотреть периодические справочные издания, каталоги библиотек.
И второе, нужно правильно конспектировать прочитанную литературу. Как работать с книгой, учебником и проводить конспектирование?
- все конспекты нужно нумеровать и снабжать постраничным перечнем законспектированных источников;
- указать в тетради все выходные данные изучаемой книги: имя автора, заглавие, год и место издания;
- все конспекты должны иметь поля, на которых отмечаются страницы и кратко формулируются основные вопросы, даются подзаголовки. На полях можно записывать другой по теме материал, делать ссылки, выводы для дальнейшей разработки данного вопроса;
- конспект доложен чередоваться с выписками и цитатами (цитаты берутся в «» с указанием страницы)
- в конспекте обязательно должна сохраняться структура изучаемой книги.
Если у вас после чтения и изучения учебной, научной и научно - популярной книги появились свои мысли, идеи, размышления - значит, вы читали правильно.
Выставки и мероприятия к юбилейным и знаменательным датам
В октябре библиотекой училища были организованы выставки посвященные следующим знаменательным датам и Дням памяти:
- экспозиция материала, посвященная Всемирному дню Учителя. Выставка называлась «Выдающиеся Учителя человечества». Ее представляли следующие имена: Ян Амос Коменский, Константин Ушинский, Иоганн Песталоцци.
- выставка одной книги была посвящена 120 - летию со дня рождения русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой (1892 - 1941 гг.) и Дню рождения Российской академии наук (1783 г.). На выставке были представлены две книги: «Марина Цветаева. Сочинения» и «М.В. Ломоносов. Избранные произведения. История. Филология. Поэзия»;
- выставка книг, посвященная традиционной обрядовой культуре народов Востока. Экспозиция выставки была представлена трудами имен ученых исследующих неповторимый культурный облик народов: китайцев, японцев, монголов, тибетцев и алтайцев.
Книга - юбиляр года:
- 170 лет (1842 г.) - Гоголь Н.В. первый том «Мертвые души»
- 100 лет (1912 г.) - Горький А.М. «Воробьишко»
11 октября в день памяти Эземнин Кюни, посвященный дню жертв политических репрессий для обучающихся училища был организован просмотр документального фильма о жизни и творчестве первого алтайского художника Григория Гуркина.